Наша деятельность

Патриотами не рождаются, ими становятся. Сегодня наступление на Россию ведётся по многим фронтам. Используется всё – от экономического и дипломатического давления до военных угроз. Важнейшую роль играет наступление идеологическое и информационное. В числе его задач — лишить нас героического прошлого, способного вдохновлять на борьбу за лучшее будущее. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, то связь времён может прерваться.

Решить эту проблему способна деятельность музея истории образовательного учреждения. Наша деятельность строится по перспективному плану развития до 2024 года – проекту «Летописцы».

Цель:

Формирование у учащихся основ патриотизма, гордости за своё Отечество, свое образовательное учреждение и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея и практику деятельности школьного музея в МБОУ МГ №4 «Ступени» г Пензы.

2. Создавать банк виртуальных материалов через разработку единой системы хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейного архива через виртуальные экспозиции, выставки, медиа-экспозиции.

3. Смоделировать алгоритм действий по созданию виртуального школьного музея в МБОУ МГ №4 «Ступени» г Пензы, выбрать тип и разработать структуру сайта.

4. Вести фондовую, исследовательскую, поисковую, экскурсионную деятельность.

5. Внедрять ИКТ в краеведческую работу.

 

Направления деятельности Музея истории школы представлены традиционными и новыми направлениями.

Музейное направление

В этом направлении осуществляется фондовая и поисковая работа («Бабушкин сундук», операция «Поиск»). Ежегодно классные коллективы получают поисковое задание. Собранный материал пополняет фонды школьного музея, виртуальные энциклопедии. На новый уровень выведена фондовая работа. Осваиваем сканировние и фотографирование экспонатов, создаем электронную базу фондов музея.

Созданы рабочие зоны: архивная, исследовательская, проектная, компьютерная, зона экскурсоводов, затейников. В них каждый может найти дело по душе.

С 1998 года при музее действуют объединения «Юный краевед», в котором занимаются учащиеся 5 – 11 классов. Юные краеведы пробуют себя в роли исследователей, экскурсоводов, выпускают интересные работы по истории и краеведению. 

 

 С 2012-2013 учебного года на базе  музея   работает  объединение «Активисты школьного музея».  Обучающиеся объединения под руководством наставников  внедряют информационно-коммуникационные технологии в краеведческую работу. Активисты - авторы сайта "Музей истории школы №4 г. Пензы", разработчики новых направлений в музейном деле.

С 2016 года в гимназии работает объединение «Юный экскурсовод». Его участники учатся методике проведения экскурсии и показа. Ведь выставка, даже самая совершенная, может привлечь только внешнее, поверхностное внимание  ребят, разнообразить зрительское  восприятие окружающей  действительности, «порадовать глаз», да  и  только. Выставка требует  комментария, а еще лучше  - экскурсии.

          

Традиционно для учащихся, родителей, гостей гимназии проводятся экскурсии в школьном музее, по зданию гимназии, оформляются  передвижные выставки.

 Тематика подготовленных экскурсий:

1. «От реального училища до наших дней»;

2. «Школа в годы Великой Отечественной войны»;

3. Учителя и выпускники школы  - участники Великой Отечественной войны

4. «Мемориальные доски на здании гимназии № 4 «Ступени»;

5.  По зданию гимназии;

6. «Выпускники школы – гордость страны» ( Ставский, Курашов, Лапко, Сидоров, Балашов, Матвеев, Косматов, Мочалов, Басулин, Сузюмов, Евсюковы  и др.) ;

7. «61 стрелковой дивизии посвящается…» ;

8. «Дом де Ливронов» (Алексей де Ливрон – выпускник реального училища, ныне гимназии № 4) (выездная экскурсия);

9. Золотаревское городище (по экспозиции краеведческого музея);

10.Юбилеям школы посвящается…;

11. «Уголок реалиста»;

12. «Основные вехи областной больницы имени Бурденко» (выездная экскурсия).

Сотни экскурсантов  уже посетили наш музей. Книги отзывов хранят записи – яркие, взволнованные отзывы об увиденном  в Музее истории школы.

 

Разрабатываются виртуальные экскурсии:

«Десять жемчужин земли Пензенской»

«Улица Московская»

"Под вензелем в старенькой Пензе..."

«От Савицкого до наших дней»

«Между прошлым и настоящим».

 

В воспитательном направлении ведется военно-патриотическая, тимуровская, экологическая  работа.

Ведется большая работа  по военно-патриотическому  воспитанию учащихся. На базе музея создан клуб «Патриот», военно-патриотический лекторий.  В музее проходят уроки мужества, литературно-музыкальные композиции, тематические классные часы, встречи с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами вооруженных сил. Данную работу музей проводит  совместно с Пензенским областным краеведческим музеем, Советом ветеранов Ленинского района, Советом ветеранов войны и труда города.

 При музее создан Тимуровский отряд. Учащиеся  совместно с Советом ветеранов гимназии   оказывают тимуровскую помощь  жителям села  Зеленовка Колышлейского района Пензенской области, семьям учащихся гимназии, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; шефствуют над братскими могилами на Мироносецком кладбище.

 Учащиеся гимназии принимают  участие в эколого-краеведческих марафонах, экологических форумах, экологических  акциях.

 

Проектно-исследовательское направление представлено разработкой проектов и написание исследовательских работ по материалам Музея истории школы и краеведческому материалу.

Разработаны проекты туристических маршрутов: «Защищая небо крепкими руками», «Во благо Отечества», «Во славу самой мирной из наук».

Созданы и пополняются новыми материалами виртуальная «Книга памяти», виртуальные энциклопедии:  «Знаменитые выпускники», «Сердце отдают детям».

 Активно разрабатываются тематические проекты: «Уголок старой Пензы» из серии «Малая Родина - большая любовь», «Путешествие в музей» (Проект книжки-раскраски по Музею истории школы №4 г. Пензы); «Занимательное краеведение» (мультимедийный диск по краеведению).

 

Среди новых направлений нашей деятельности – интерактивное направление. Разработаны интерактивные задания: кроссворды, тесты, викторины: «М.Ю. Лермонтов» (тест и кроссворд), «География Пензенской области», «Памятники Пензенской области», «Школьный калейдоскоп» (к 135-летию школы №4 г. Пензы), «Краеведческий кроссворд».

 Разработаны интерактивные плакаты:  «Пензенцы - герои Советского Союза», «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская битва», «Блокада Ленинграда», «На Берлин!».

Активно внедряется и пользуется большой популярностью такая форма работы как квест и квест-экскурсия: «Реалисты & гимназисты» (по Музею истории школы №4 г. Пензы»), «Уголок старой Пензы», "В России поэтов много, а Лермонтов – один ...", «Приключения в городе N» (уличный городской квест для 24 команд школ города).

 

Информационно-коммуникационное направление связано с созданием презентаций, слайд-фильмов, видеороликов:  "Алексей Рудольфович Деливрон", "Сергей Владимирович Курашов",  "Первая женщина-шофер» (Александра Ивановна Колоярцева-Лапко), "Тарханы: "родные все места...",  "Сурские Помпеи",  из серии «Они живут – пока мы помним»: «Балашов Виктор Сергеевич», «Басулин Евгений Дмитриевич», «Пазаевы: отец и сын», «Сузюмов Евгений Матвеевич».

Самое главное достижение этого направления – создание сайта «Музей истории школы №4 города Пензы», который раскрывает нашу деятельность и фонды музея для всех заинтересованных лиц и работает 24 часа в сутки.

 

На новый уровень  вышло  издательское направление:

- буклеты об учителях школы: «Байчурина Анна Дмитриевна», «Коронатова Антонина Алексеевна», «Стрельцов Александр Федорович»;

- буклеты о выпускниках: «Флагман минно-торпедного оружия» (О Брыкине А.Е.), «Пионер русской авиации» (О Евсюкове П.В.), «Властелин неба» (о Герое Советского Союза Е.Д. Басулине),  «Мартыненко Татьяна Тарасовна» (участница Великой Отечественной войны,  организатор туристского движения школьников в г. Пензе);

- ролл-апы: «Моя родословная в истории страны» (семья Задворных – Рыжовых), «Читая письма, читаю судьбу» (о Е.М. Сузюмове);

путеводители: «Уголок старой Пензы» (путеводитель по исторической части г. Пензы);

книжка-раскраска «Путешествие в музей» для учащихся 1-4 кл. по Музею истории школы;

мультимедийный диск «Занимательное краеведение» (материалы и задания, интерактив  по краеведению).

 

Музей истории школы – это не просто хранилище экспонатов. Он словно живой, развивающийся организм.  Старое, традиционное и новое успешно уживаются в нашем школьном музее. Здесь проводится большая научная работа, настойчиво разыскиваются новые документы, фотоснимки. Нет сомнения в том, что фонды будут и впредь пополняться все новыми и новыми ценными материалами – живыми свидетелями истории старейшего учебного заведения Пензенской области.