Патриотами не рождаются, ими становятся. Сегодня наступление на Россию ведётся по многим фронтам. Используется всё – от экономического и дипломатического давления до военных угроз. Важнейшую роль играет наступление идеологическое и информационное. В числе его задач — лишить нас героического прошлого, способного вдохновлять на борьбу за лучшее будущее. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, то связь времён может прерваться.
Решить эту проблему способна деятельность музея истории образовательного учреждения. Наша деятельность строится по перспективному плану развития до 2024 года – проекту «Летописцы».
Цель:
Формирование у учащихся основ патриотизма, гордости за своё Отечество, свое образовательное учреждение и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея и практику деятельности школьного музея в МБОУ МГ №4 «Ступени» г Пензы.
2. Создавать банк виртуальных материалов через разработку единой системы хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейного архива через виртуальные экспозиции, выставки, медиа-экспозиции.
3. Смоделировать алгоритм действий по созданию виртуального школьного музея в МБОУ МГ №4 «Ступени» г Пензы, выбрать тип и разработать структуру сайта.
4. Вести фондовую, исследовательскую, поисковую, экскурсионную деятельность.
5. Внедрять ИКТ в краеведческую работу.
Направления деятельности Музея истории школы представлены традиционными и новыми направлениями.
Музейное направление
В этом направлении осуществляется фондовая и поисковая работа («Бабушкин сундук», операция «Поиск»). Ежегодно классные коллективы получают поисковое задание. Собранный материал пополняет фонды школьного музея, виртуальные энциклопедии. На новый уровень выведена фондовая работа. Осваиваем сканировние и фотографирование экспонатов, создаем электронную базу фондов музея.
Созданы рабочие зоны: архивная, исследовательская, проектная, компьютерная, зона экскурсоводов, затейников. В них каждый может найти дело по душе.
С 1998 года при музее действуют объединения «Юный краевед», в котором занимаются учащиеся 5 – 11 классов. Юные краеведы пробуют себя в роли исследователей, экскурсоводов, выпускают интересные работы по истории и краеведению.
С 2012-2013 учебного года на базе музея работает объединение «Активисты школьного музея». Обучающиеся объединения под руководством наставников внедряют информационно-коммуникационные технологии в краеведческую работу. Активисты - авторы сайта "Музей истории школы №4 г. Пензы", разработчики новых направлений в музейном деле.
С 2016 года в гимназии работает объединение «Юный экскурсовод». Его участники учатся методике проведения экскурсии и показа. Ведь выставка, даже самая совершенная, может привлечь только внешнее, поверхностное внимание ребят, разнообразить зрительское восприятие окружающей действительности, «порадовать глаз», да и только. Выставка требует комментария, а еще лучше - экскурсии.
Традиционно для учащихся, родителей, гостей гимназии проводятся экскурсии в школьном музее, по зданию гимназии, оформляются передвижные выставки.
Тематика подготовленных экскурсий:
1. «От реального училища до наших дней»;
2. «Школа в годы Великой Отечественной войны»;
3. Учителя и выпускники школы - участники Великой Отечественной войны
4. «Мемориальные доски на здании гимназии № 4 «Ступени»;
5. По зданию гимназии;
6. «Выпускники школы – гордость страны» ( Ставский, Курашов, Лапко, Сидоров, Балашов, Матвеев, Косматов, Мочалов, Басулин, Сузюмов, Евсюковы и др.) ;
7. «61 стрелковой дивизии посвящается…» ;
8. «Дом де Ливронов» (Алексей де Ливрон – выпускник реального училища, ныне гимназии № 4) (выездная экскурсия);
9. Золотаревское городище (по экспозиции краеведческого музея);
10.Юбилеям школы посвящается…;
11. «Уголок реалиста»;
12. «Основные вехи областной больницы имени Бурденко» (выездная экскурсия).
Сотни экскурсантов уже посетили наш музей. Книги отзывов хранят записи – яркие, взволнованные отзывы об увиденном в Музее истории школы.
Разрабатываются виртуальные экскурсии:
«Десять жемчужин земли Пензенской»
«Улица Московская»
"Под вензелем в старенькой Пензе..."
«От Савицкого до наших дней»
«Между прошлым и настоящим».
В воспитательном направлении ведется военно-патриотическая, тимуровская, экологическая работа.
Ведется большая работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся. На базе музея создан клуб «Патриот», военно-патриотический лекторий. В музее проходят уроки мужества, литературно-музыкальные композиции, тематические классные часы, встречи с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами вооруженных сил. Данную работу музей проводит совместно с Пензенским областным краеведческим музеем, Советом ветеранов Ленинского района, Советом ветеранов войны и труда города.
При музее создан Тимуровский отряд. Учащиеся совместно с Советом ветеранов гимназии оказывают тимуровскую помощь жителям села Зеленовка Колышлейского района Пензенской области, семьям учащихся гимназии, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; шефствуют над братскими могилами на Мироносецком кладбище.
Учащиеся гимназии принимают участие в эколого-краеведческих марафонах, экологических форумах, экологических акциях.
Проектно-исследовательское направление представлено разработкой проектов и написание исследовательских работ по материалам Музея истории школы и краеведческому материалу.
Разработаны проекты туристических маршрутов: «Защищая небо крепкими руками», «Во благо Отечества», «Во славу самой мирной из наук».
Созданы и пополняются новыми материалами виртуальная «Книга памяти», виртуальные энциклопедии: «Знаменитые выпускники», «Сердце отдают детям».
Активно разрабатываются тематические проекты: «Уголок старой Пензы» из серии «Малая Родина - большая любовь», «Путешествие в музей» (Проект книжки-раскраски по Музею истории школы №4 г. Пензы); «Занимательное краеведение» (мультимедийный диск по краеведению).
Среди новых направлений нашей деятельности – интерактивное направление. Разработаны интерактивные задания: кроссворды, тесты, викторины: «М.Ю. Лермонтов» (тест и кроссворд), «География Пензенской области», «Памятники Пензенской области», «Школьный калейдоскоп» (к 135-летию школы №4 г. Пензы), «Краеведческий кроссворд».
Разработаны интерактивные плакаты: «Пензенцы - герои Советского Союза», «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская битва», «Блокада Ленинграда», «На Берлин!».
Активно внедряется и пользуется большой популярностью такая форма работы как квест и квест-экскурсия: «Реалисты & гимназисты» (по Музею истории школы №4 г. Пензы»), «Уголок старой Пензы», "В России поэтов много, а Лермонтов – один ...", «Приключения в городе N» (уличный городской квест для 24 команд школ города).
Информационно-коммуникационное направление связано с созданием презентаций, слайд-фильмов, видеороликов: "Алексей Рудольфович Деливрон", "Сергей Владимирович Курашов", "Первая женщина-шофер» (Александра Ивановна Колоярцева-Лапко), "Тарханы: "родные все места...", "Сурские Помпеи", из серии «Они живут – пока мы помним»: «Балашов Виктор Сергеевич», «Басулин Евгений Дмитриевич», «Пазаевы: отец и сын», «Сузюмов Евгений Матвеевич».
Самое главное достижение этого направления – создание сайта «Музей истории школы №4 города Пензы», который раскрывает нашу деятельность и фонды музея для всех заинтересованных лиц и работает 24 часа в сутки.
На новый уровень вышло издательское направление:
- буклеты об учителях школы: «Байчурина Анна Дмитриевна», «Коронатова Антонина Алексеевна», «Стрельцов Александр Федорович»;
- буклеты о выпускниках: «Флагман минно-торпедного оружия» (О Брыкине А.Е.), «Пионер русской авиации» (О Евсюкове П.В.), «Властелин неба» (о Герое Советского Союза Е.Д. Басулине), «Мартыненко Татьяна Тарасовна» (участница Великой Отечественной войны, организатор туристского движения школьников в г. Пензе);
- ролл-апы: «Моя родословная в истории страны» (семья Задворных – Рыжовых), «Читая письма, читаю судьбу» (о Е.М. Сузюмове);
путеводители: «Уголок старой Пензы» (путеводитель по исторической части г. Пензы);
книжка-раскраска «Путешествие в музей» для учащихся 1-4 кл. по Музею истории школы;
мультимедийный диск «Занимательное краеведение» (материалы и задания, интерактив по краеведению).
Музей истории школы – это не просто хранилище экспонатов. Он словно живой, развивающийся организм. Старое, традиционное и новое успешно уживаются в нашем школьном музее. Здесь проводится большая научная работа, настойчиво разыскиваются новые документы, фотоснимки. Нет сомнения в том, что фонды будут и впредь пополняться все новыми и новыми ценными материалами – живыми свидетелями истории старейшего учебного заведения Пензенской области.