БАСУЛИН ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВИЧ

2013 год богат на юбилейные даты. Среди них 70-летие Сталинградской битвы. Одним из участников этой битвы был выпускник нашей школы, летчик-истребитель Евгений Дмитриевич Басулин.

И я решил написать работу об этом человеке.

Евгений Дмитриевич Басулин родился 3 октября 1917 года в селе Вазерки Пензенской губернии. Семья была очень дружной. Кроме Жени в семье было еще два сына, Николай и Борис.

В 1918 году Басулины переехали в Пензу. В 1924 году Женя поступил учиться в 4-ую среднюю школу. «Успеваемость у Евгения была всегда хорошей. Много времени он отдавал спорту, чтению книг, рисованию, общению с природой, которую трогательно любил и оберега», - вспоминала мать Евгения Мария Федоровна. После окончания школы в 1932 году Басулин поступил в механический техникум. Написал заявление и в аэроклуб. Окончив 2 курса в 1935 году, он поступает в третью авиашколу имени К. Ворошилова в Оренбурге. Ведь Евгений с детства мечтал стать военным летчиком. Все домашние считали, что в училище примут старшего Николая: «Я была уверена, что Женю в летчики не возьмут, так как рос он на вид слабеньким парнишкой, был худощав и не так широк в плечах», - вспоминала Мария Федоровна. Но получилось наоборот.

Женя много занимался в аэроклубе, вставал с восходом солнца, чтобы до начала занятий «налетать» часы на планере. В выходные дни пропадал на аэродроме, в мастерских, ремонтировал старенькие фанерно-перкалевые «уточки». Он много времени посвящал общефизической подготовке, увлекался футболом, а вечером готовился к занятиям в училище и много читал. Упорного, настойчивого Евгения, который не переставал тренировать свое тело и приобретать необходимые знания, приняли в авиационное училище.

           В феврале 1939 года Евгений окончил Оренбургскую школу на И-15 21 только с одной отметкой – «хорошо», остальные отметки – «отлично». Ему было присвоено звание лейтенанта, и он был назначен летчиком-инструктором 1 отряда 5 АЭ 1 ЧВАУ. Работал инструктором до 1942 года. Дважды подавал Евгений рапорт об отправке его в действующую авиацию, но получал отказ. Еще с большей энергией брался тогда Евгений за работу с новой группой курсантов. Обладая хорошими организаторскими способностями, умением просто и доходчиво передавать свои знания, он вкладывал в дело всю свою душу. Сам летел много и отлично, учил этому и своих питомцев. Часами просиживал за изучением документов по описанию боевого опыта советской авиации, изучал инструкции по новой технике. В свободное время занимался спортом, совершал длительные походы, участвовал в самодеятельности

Многие инструкторы ушли на фронт, а Басулин оставался в училище и завидовал уезжавшим.   Ему присвоили звание старшего лейтенанта и назначили командиром авиаэскадрильи. Евгений получил предписание явиться на один из аэродромов Поволжья для формирования своей эскадрильи.

С 15 октября 1942 года - на фронтах Великой Отечественной. Командир эскадрильи 239 истребительного авиационного полка 235 истребительной дивизии второй воздушной армии Воронежского фронта.

Пребывая на Сталинградском фронте с 11 декабря 1942 года, находясь на земле, Басулин заметил группу из 16 самолетов противника типа Ю-52, следовавших в район Сталинграда. Басулин, не теряя времени, сел в самолет «ЛА-5» не своей части, в весьма плохих метеоусловиях, взлетел, вступил в бой и смертельными атаками сбил два «Юнкерса» и один посадил в районе Больших Чапурников, экипаж вражеского самолета был взят в плен, сам Басулин благополучно сел на свой аэродром. В летной книжке и в журнале боевых действий авиаполка появились записи: « В одиночном бою старший лейтенант Басулин сбил один Ю-88, один Ю-52 и один Ю-52 вместе с экипажем и грузом посадил на свой аэродром».

Басулин наставлял своих подчиненных, что бой должен быть стремительным. Он отлично сочетал риск, дерзость с твердым расчетом и мастерством. Поэтому в одном воздушном бою иногда сбивал сразу по два самолета.

Однажды эскадрилья капитана Басулина прикрывала наступление наземных войск. Немцы выслали свою авиацию, чтобы остановить продвижение советских войск, прижать их к земле и уничтожить. Свой самолет Басулин вел на высоте 5000 метров. Он первым обнаружил приближающиеся «Юнкерсы». Их было не менее 28. С первых же очередей два фашистских стервятника задымились и пошли вниз. Сбитые «Юнкерсы» взорвались на собственных бомбах. Выйдя из атаки, Басулин столкнулся с 6-ю истребителями «Мессершмитт – 109». Его самолет оказался «под животом» у правого ведущего. Выстрел из автоматической пушки и третий немецкий самолет камнем упал вниз. С изрешеченными плоскостями, подбитым винтом и цилиндром все же дотянул свой самолет Басулин до аэродрома.

Через неделю при построении полка командир авиадивизии по поручению командования фронта вручил личному составу ордена и медали. Евгений Басулин получил сразу два ордена – Отечественной войны за бой 11 декабря и Красной Звезды за сбитый Ме-109. Эти две первые награды он будет называть «сталинградскими».

 

18 января 1943 года в газете «Правда» была опубликована фотография Е.Д. Басулина на фоне сбитых им немецких самолетов. Надпись гласила: «Район Сталинграда. Летчик – истребитель старший лейтенант Е.Д. Басулин, сбивший в один день 6 транспортных немецких самолетов Ю-52». Почта на фронт поступала с опозданием, и этот номер «Правды» в авиаполку получили лишь 20 января. В разговорах уточняли, что Басулин сбил в тот день не только транспортные самолеты, но еще и бомбардировщики и один истребитель. Дело было так. Командование поставило задачу уничтожить вражеские транспортные самолеты на их собственном аэродроме. Два советских истребителя легли на боевой курс, один из них вел Басулин. Второй – майор Волов. Первой же меткой очередью он зажег «Ю-52» и в тот же момент увидел, что на него идут 18 самолетов врага. Басулин развернул свою машину и врезался в строй врага. В неравном бою нашел свою гибель второй «Юнкерс», вскоре загорелся и третий. Шесть меченых свастикой машин сбил лично в этот день Евгений Басулин и еще четыре в составе эскадрильи.

В период наступления наших войск на Белгородском направлении 3 августа 1943 года капитан Басулин, выполняя боевое задание самолетами «ЛА-5» по прикрытию своих войск, при встрече с превосходящими силами самолетов противника – бомбардировщиков и истребителей, грамотно организовал свою группу и завязал бой, в результате которого капитан лично сбил «МЕ-109Ф».

4 августа 1943 года, выполняя боевое задание по прикрытию своих наземных войск капитан Басулин с группой из шести самолетов «ЛА-5» встретил группу самолетов противника, умело организовал свою группу и вступил в бой. Группа Басулина расстроила боевые порядки самолетов противника, не давая возможности противнику бомбить передний край обороны наших войск. В этом бою Басулин сбил 2 самолета, из них «Ю-87», «МЕ-109Ф», а его ведомый сбил «МЕ-109Ф».

Он воевал на Калининском, Сталинградском, Южном, Юго-Западном, Северо-Кавказском и Воронежском фронтах, участвовал в Сталинградской и Курской битвах. В боях с врагами Басулин проявил себя смелым и отважным летчиком – истребителем. Все боевые задания выполнял отлично, владея техникой пилотирования и умело применяя в бою высокую свою боевую выучку, обладая при этом высоким мастерством и искусством ведения воздушного боя.

Эскадрилья Басулина произвела 324 боевых вылета, сбила 24 самолета противника против трех своих потери . К августу 1943 года Басулин лично совершил 88 успешных боевых вылетов, провел 25 воздушных боев, в результате которых лично сбил 13 самолетов противника и один – в группе. Во фронтовых газетах того времени часто появлялись статьи с заголовками: «Внимание! В небе Басулин», «Басулинский натиск», «Басулинский удар». Своими боевыми действиями Басулин завоевал подлинный авторитет и всеобщую любовь всего личного состава полка. Боевые дела Басулина стали достоянием бойцов и командиров всего фронта. Учениками Басулина считали себя пилоты-орденоносцы: Герасименко, Гинзбурн, Тарянник, Резник, Козменко и многие другие.

Но вот в одном из боевых вылетов в августе 1943 года, будучи в упор обстрелян вражескими зенитками, он оказывается в госпитале с тяжелейшими ожогами и пробитым правым виском. Старания врачей увенчались успехом: герой выжил. Но на боевые задания больше не летал. Указом от 28 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Е.Д. Басулину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда № 1210.Так же Басулин награжден орденом Красной звезды, дважды орденом Отечественной войны 2 степени, орденом Красного Знамени, орденом Славы первой степени; медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда»

№ 27086 вручена 22 июля 1943 года и другими.

С 1946 года капитан Басулин – в запасе. Окончив в 1948 году в Пензе совпартшколу, он работал инструктором районного политотдела, потом был переведен на работу в Ростов-на-Дону.

Е.Д.Басулин прожил после войны только двенадцать лет. Дали знать о себе фронтовые ранения. Бывший командир эскадрильи тяжело переживал, что после войны ему так и не довелось больше летать. В своем предсмертном письме он рассказал историю всей своей жизни. Сколько же он успел за свои тридцать девять лет. Все это показано им в «Исповеди рожденного летать». Но рок жесток: под конец ему осталось болезнь и длинные, «мучительные сны», в которых он вновь видел себя за штурвалом, где ему снова приходилось прикрывать своего товарища, выводя его из-под обстрела противника. Жизнь легендарного летчика-аса оборвалась в неполные сорок лет. Отказавшись от помощи врачей, предлагавших взять пункцию спинного мозга, Евгений Дмитриевич Басулин скончался 23 марта 1957 года в Ростове-на-Дону, там и похоронен.

Дело отца продолжил сын Геннадий, который стал кадровым офицером.

           На родине Евгения Дмитриевича Басулина, в селе Бессоновка, на аллее Славы установлен бюст герою. В Ростове-на-Дону на могиле героя сооружен обелиск. Пензенский механический техникум Постановлением Совета министров РСФСР от28.07.1967 года № 557 носит имя Евгения Дмитриевича Басулина. В музее нашей школы есть экспозиция, посвященная Е.Д. Басулину.

23 марта 2012 года исполнилось 55 лет со дня смерти Героя Советского Союза Евгения Дмитриевича Басулина, но нет срока давности у истинного подвига и мужества, как нет конца и края у бездонно-синего неба, чьи просторы бороздил бесстрашный капитан.

 

Автор: Кожеуров Максим